«Что делать? Как помочь?!»

«Что делать? Как помочь?!»

 

Когда мы соприкасаемся со смертью человека, нас по-настоящему охватывает страх. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью…

Суицид не является случайным действием, а является решением проблемы, выходом из невыносимой ситуации. Подростки сознательно или бессознательно надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Эта потребность во внимании – нечто большее, чем слова: «Посмотри на меня. Люби меня. Найди меня». Нужно помнить: что бы ни говорил подросток о желании умереть, на самом деле смерти он не хочет. Он хочет помощи. Какие бы продуманные суицидальные планы не вынашивал, он хочет, чтобы кто-то сказал ему, что жить не так уж и плохо. Примерно 85% подростков хоть раз в жизни подумывают о самоубийстве.

Причиной подростковых самоубийств чаще всего являются не сложившиеся отношения в семье и со сверстниками, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни.

Если вы заметили у ребенка утрату интереса к любимым занятиям, апатию, неряшливость, появление тяги к уединению, внезапное снижение успеваемости, стремление привести дела в порядок, самообвинения, иронические высказывания, размышления на тему смерти, если вы услышали от ребенка фразы типа «Я не могу так жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Пожил — и хватит!», «Если мы больше не увидимся, спасибо за все», то постарайтесь поговорить с ним по душам. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Чаще всего ребенку достаточно выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снизится. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия.

 

 Если Вы   слышите Обязательно скажите   Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»

 

В вашем общении с ребенком необходимо:

опираться на его сильные стороны, поощрять его хорошие поступки;

избегать подчёркивания его промахов, оценивать сам поступок, а не его личность;

использовать «временный язык»: «у тебя сегодня не получилось» вместо «ты всегда такой»;

выражать свои собственные чувства, говорить о них от первого лица («я сейчас сержусь, потому что …»);

отражать чувства ребенка («ты расстроен, злишься, …»);

выясняя отношения, помнить о необходимости контакта глаз (а не из разных комнат что – то друг другу кричать);

сравнивать ребенка с ним же самим, а не с другими людьми;

показывать, что вы им удовлетворены, не жалеть комплиментов и похвал, улыбок и ласковых слов;

проводить с ним больше времени;

позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

принимать его индивидуальность;

демонстрировать ему вашу веру в него.

Для этого можно использовать:

высказывания («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновения (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять);

физическое участие;

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

 

Помните, большинство людей, покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Телефон доверия г. Полоцка 77-22- 20 с 8.00 до20.00, кроме субботы и воскресенья.

Телефон доверия г. Витебска 8-0212-61-60-60

Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-1-611,

Кризисная линия по проблемам семьи и детей (017) 247-32-32,

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия (только со стационарного телефона) 8-801-100-8-801

 

Психолог Центра, дружественного

подросткам «Откровение»                                                                       Точило О.Д.

Обсуждение закрыто.