Повседневный этикет

Повседневный этикет

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания.
Когда-то этикет преподавался как предмет в школах. Сегодня это слово потеряло популярность, между тем никому не мешает выучить хотя бы элементарные правила поведения в обществе.
Порой, некоторые нормы поведения нужно напоминать не только детям, подросткам, но и взрослым.
Существует несколько видов этикета – это умение подать себя, речевой этикет, столовый этикет и правила поведения в общественных местах.
Неотъемлемой частью речевого этикета являются вежливые слова, о них необходимо всегда помнить, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Представляясь в компании, называйте свое имя внятно и четко, если вас никто не представил. Здороваясь, первым произносит приветствие тот, кто младше. Если речь идет о мужчине и женщине, то первым здоровается мужчина. Если вас приветствуют словами «добрый день», то некрасиво отвечать словом «добрый», надо ответить полным словосочетанием «добрый день». Первым слова приветствия произносит тот, кто подходит, независимо от того, один это человек или группа, мужчина или женщина. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием.
Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем можно сказать «Я рад, что мы встретились».
Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба, так или иначе, обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: «Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы».
Какое из обращений каждому предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например, Ивановна, недопустимо.
Хорошие манеры на работе – обязательное условие для каждого работника. Самыми важными аспектами делового этикета являются: соблюдение субординации с коллегами и начальством; своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей; общение с коллегами и с посетителями; конфиденциальность в работе; соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете; отсутствие личных тем в обсуждениях; поддержание порядка на своем рабочем месте; умение общаться по телефону. Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади — мужчина. Кстати, сторона лестницы с перилами — привилегия женщин, пожилых людей, детей. Когда на лестнице встречаются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения.
У дверей традиционно мужчина пропускает вперед женщину. Младший уступает дорогу старшему, а подчиненный – начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.
Если двери одинарные, входящий пропускает выходящего. Если перед вами двухстворчатые двери – левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу.
Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешным, приятным человеком.
Суть правил поведения в обществе и общественных местах можно выразить одной фразой: относитесь к окружающим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Иными словами, не нужно делать ничего, что не понравилось бы нам самим.
В театре, кино, на концерте и других мероприятиях, где собирается большое количество людей, этикет требует сидеть спокойно, не клонясь то влево, то вправо, иначе тот, кто сидит за вами будет вынужден все время следовать за вашими перемещениями, считается дурным тоном привлекать к себе внимание громким голосом и жестикуляцией.
Крайне невоспитанно опаздывать на мероприятия. Если это все-таки произошло, необходимо проходить к вашему месту лицом к зрителям, уже сидящим в этом ряду.
В зале невежливо что-то жевать или пить. Не забывайте переставить телефон в режим вибрации, или отключите совсем.
Входя в помещение любой организации, например поликлиники, а тем более в кабинет, необходимо снять одежду и головной убор и сдать их в гардероб. Там же можно оставить громоздкие сумки и зонты. Важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Заходя в кабинет к специалисту, необходимо поставить на беззвучный режим мобильный телефон, чтобы он не мешал вашей беседе. В некоторых учреждениях здравоохранения находится оборудование, при работе которого мобильные телефоны нужно вовсе отключать. При наличии очереди, каждый посетитель должен ее соблюдать. Перед входом в кабинет уточните, можете ли вы войти и, входя, обязательно представьтесь, четко, спокойно объясните, по какому вопросу вы обратились. Если вам что-то непонятно, спокойно переспросите, что вас интересует. При выходе из кабинета вежливо попрощайтесь.
Входя в магазин, нужно пропустить выходящих из него, если рядом есть пожилые люди, беременные женщины, инвалиды, они войдут первыми. За обслуживание в магазине полагается благодарить.
На улице не нужно толкать друг друга, необходимо уступать дорогу. Соблюдать правила движения, предписанные пешеходам, не только вежливость, но необходимость и безопасность. По тротуару принято ходить по правой стороне. При узком тротуаре мужчина уступает дорогу женщине, пожилому человеку. Если вы толкнули, наступили на ногу кому-то, необходимо тут же извиниться. Когда мы вынуждены пройти сквозь толпу стоящих на тротуаре или, скажем, на эскалаторе, тогда необходимо пользоваться следующими словами: «позвольте», «пожалуйста», «с вашего разрешения».
Будьте аккуратны на улице, не разбрасывайте обертки от конфет и другой мусор. Если рядом нет урны, положите фантик в сумку или карман. Помните самое важное – вы являетесь примером своим детям и если вы будете бросать мусор где попало, либо переходить дорогу в запрещенном месте, при этом говорить ребенку, что это плохо, будьте уверены — ваш ребенок будет делать точно также!.
При входе в транспорт надо дать возможность выйти другим, не задерживаться у двери, а проходить в салон, уступать обязательно место пожилым людям, молодым мамам с детьми, беременным, детям школьного возраста место не уступают, это они должны уступать место старшим. Учите своих детей уступать место в транспорте, в том числе и вам, формируйте уважение у ваших детей в первую очередь к самим себе.
Очень важно научить ребенка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома чадо выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребенок не станет их придерживаться: авторитет родителя сильнее детсада и школы. Так что показывайте на собственном примере. Как вы будете себя вести на людях, точно такого же поведения ожидайте и от своего малыша. Вы являетесь примером для своего ребенка!

Учитесь сами и учите других быть вежливыми!

 

Обсуждение закрыто.